О Галерее
Выставки
Художники
Пресса
Новости
 
Иван Чуйков. Автопортрет.
 
Rambler's Top100

Художники / Художники галереи / Гросицкий Андрей / биография

работы    

Биографические данные

1934 родился в Москве

1959 окончил МГХИ им. Сурикова (факультет живописи)

с 1968 член МОСХ

В каких собраниях работы

Nancy and Norton Dodge collection, Zimmerly Art Museum, Rutgers University, Нью-Брунсвик, Нью-Джерси, США

Gregori Gallery, Вашингтон, США

Троссинген-Фолксбанк, Клагенфурт, Австрия

Е.Нутович,Л.Мелихов, В.Пацюков,И.Белецкая, Г.Осецимская, А.Глезер, А.Зарипов, Москва

Э.Дегов, Сурен Меликян, Париж, Франция

Ф.Шморль, Берлин, Германия

Я.Бар-Гера, Кельн, Германия

А.Еремин, Майнц, Германия

М.Форман, Нью-Йорк, США

П.Новицкий, Варшава, Польша

Д.Сперлинг, Лондон, Великобритания

Участие в выставках, аукционах

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ

1988 Троицк, Московская обл.

1991 "Андрей Гросицкий". Цетральный дом художника, Москва

1993 Историко-архитектурный и художественный музей "Новый Иерусалим", Истра, Московская обл.

1994 "Andrey Grositsky". Gregori Gallery, Вашингтон, США

"Новые измерения реальности"(совместно с Херардом ван де Утелаар). Муниципальная галерея "А 3", Москва

1995 "Стена отчуждения". Галерея "Семь гвоздей". Российско-американский пресс-центр, Москва

1997 "Жизнь вещей". Галерея "А-3", Москва

ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ

1975 "Выставка произведений московских художников". ВДНХ, павильон "Дом культуры", Москва

1976 Групповая выставка произведений московских художников (экспериментальная). Беговая ул. 7-9, Москва

1987 "Художник и современность". Первое творческое объединение московских художников. "Каширка", Москва

"Ретроспекция творчества московских художников. 1957-1987". л/о "Эрмитаж", Профсоюзная ул., д. 100, Москва

"Объект-1". М. Грузинская, 28, Москва

1988 "Лабиринт". Дворец молодежи, Москва

1990 совместно с Н. Касаткиным, Д. А. Приговым, И. Шелковским. "Каширка", Москва

"В сторону объекта". "Каширка", Москва

"Вашингтон - Москва". ГТГ, Москва

1990-91 "Другое искусство. Москва 1956-1976". Галерея "Московская коллекция". ГТГ, Москва; ГРМ, Ленинград

1991 "Вашингтон-Москва". Carnegie Library, Вашингтон, США

"In de USSR en Erbuiten". Stedelijk Museum, Амстердам, Нидерланды

Выставка из коллекции Историко-архитектурного и художественного музея "Новый Иерусалим". Истра, Московская обл.

"Железный путь". Выставочный зал Железнодорожного района, Москва

"Культурный обмен. Вашингтон-Москва". Центральный дом художника, Москва

1992 Групповая выставка. Volksbank, Троссинген, ФРГ Групповая выставка. РИА-Новости, Москва

Выставка из коллекции Историко-архитектурного и художественного музея "Новый Иерусалим". Киноцентр, Москва

1993 Групповая выставка. Клагенфурт, Австрия

"АРТ МИФ 3". Галерея Грегори. Манеж, Москва

1994 "Клаустрофобия цвета". Киноцентр, Москва

Галерея "Moscow Fine Art", Москва

Выставка галереи "Социум". Кузнецкий мост, 11, Москва

1995 "Автономное искусство". "Le Chat" Gallery. Центральный дом художника, Москва

"Между телесностью и знаком". Тверская-Ямская, 20, Москва

Коллекция Александра Глезера. Музей личных коллекций. ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва

"Искусство без барьеров". Выставочный зал, 1-я Тверская-Ямская, д. 20, Москва

"А 1, А 2, А 3". Галерея "А 3", Москва

1996 "Диалог поколений". Галерея "А-3", Москва

"Галерея журнала "Социум". Москва

"Avantgarde from Russia. 1960-1980".Gregory Gallery, Нью-Йорк, США

"Нонконформисты – второй русский авангард". Собрание Бар-Гера. Русский музей, Санкт-Петербург; Франкфурт-на-Майне, Германия

"Искусство в интерьере". Малый Манеж, газета "Русская коллекция", Москва

1997 "Кредо". Российский Фонд культуры, Москва

"Диалог поколений". Художественный музей, Ярославль

"Гармония контрастов. Русское искусство второй половины 20-го века" (выставка-аукцион), Объединение Магнум-Арс". РАХ, ГТГ. Российская Академия художеств, Москва

"Мир коллекционера. Взгляд современника" (из собрания Е.М.Нутовича). Музей личных коллекций, Москва

"Искусство нонконформистов из Советского Союза" (коллекция Ненси и Нортона Додж, США). Мучарнок, Будапешт, Венгрия

Международная художественная ярмарка "Арт-Манеж" (собрания Е.М.Нутовича и А.Еремина (г.Майнц, Германия). Манеж, Москва

Автор о себе

В начале творческого пути (первая половина 60-х годов) я был под сильным влиянием Сезанна, художников "Бубнового валета".

Они дали мне многое, очень помогли в постижении самодовлеющей, автономной сущности живописной поверхности, что было так важно после академической выучки Художественного института.

Затем пришло открытие древнерусского искусства, прежде всего иконописи с ее проникающей духовностью. Кроме того, огромное значение имело знакомство с творчеством великих мастеров прошлых веков и нашего времени.

Резкий перелом в моем творчестве произошел в 1968 году, когда я как бы свернул с хорошо проторенной дороги в глухие заросли и стал продираться в них неведомым путем, прокладывая, как мне кажется, узкую, но свою тропинку. Прежним остался только интерес к предмету, но он стал и становится с годами более углубленным, устойчивым, предмет становится для меня, по сути дела, единственным средством для выражения философского понимания всей сложности и противоречий современного мира, места человека в нем и всего сущего.

В процессе творчества для меня важно, чтобы явился "мой" предмет, образ которого смутно возникал в подсознании до встречи с этим конкретным предметом. Тогда происходит рывок вперед, работа идет напряженно. В самых обычных, банальных вещах вижу глубокий смысл и тайну.

В последние годы возникает глубокий интерес к старым стенам, облупленной штукатурке, а также к застаревшим ненужным уже деталям - старым, ржавым трубам, кранам и т.д. При этом в работах появляется какая-то странная эстетизация этих уродливых (в восприятии обычных людей) объектов.

Во многих работах возникает иллюзорность в изображении предмета, что еще усиливается использованием рельефа, который как бы помогает живописному объему выйти из плоскости картины. В результате рождается картина-объект.

Трудно сказать, как дальше пойдет развитие, но сейчас для меня произведение - это одновременно и знак, и символ, и предмет.

Критика

Творчество Андрея Гросицкого - это своеобразный мемориал вещей, где человек рассказывает о пережитом, о чем-то близких и дорогих ему вещах, чтобы их недолговечность не постигло забвение. Художник соединяет личную значимость вещи и ее бытийное наличие, раскрывает их ограниченность в судьбе человека и в искусстве. Душевная жизнь его лирического "я" не отрывается от конкретных вещей, среди которых она протекала, вокруг которых сосредоточивалась, через которые воплощалась.

Пластика художника формирует жизненную стоимость вещи, тот смысл, который она приобрела для людей во время служения им.

Искусство Андрея Гросицкого стало смысловым "эйдетическим" зеркалом, отражающим экзестенцию вещи, ее устойчивую сущность.

И кажется, что сами вещи всматриваются в себя, через образы художника, узнают свой зыблемый временем прообраз, открывая в нем собственное бессмертие.

* * *

Творчество А.Гросицкого подтверждает существование мира, его единство и целостность в самых, казалось бы, непритязательных и лишь на первый взгляд банальных проявлениях. Предмет А.Гросицкого всегда автономен и полон энергии. Поэтому он и превращается в живой персонаж театра художника. Самодостаточный, он держится на внутренней энергии.

* * *

Предметы Андрея Гросицкого карнавальны, они способны притворяться, но они утверждают и незыблемое. Они двойственны, порой ирреальны, но всегда обращены к человеку. Именно предмет, которым так часто пренебрегает человек, как ни странно, сегодня способен задать вопрос: "Кто мы такие, откуда мы пришли и куда мы идем?

В.Пацюков. Каталог выставки "Г.Брускин, А.Гросицкий, Н.Касаткин, Б.Орлов, Д.А.Пригов". "Каширка", Москва, 1990; Буклет выставки "Новые измерения реальности". Галерея "А 3", Москва, 1994